Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Информация для педагогов

Дата: 23 марта 2023 в 09:53

Информационные материалы и методические рекомендации по работе с учащимися

Правила безопасности

Опросник суицидального риска 
модификация Т.Н. Разуваевой

Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.

Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением "+", в случае несогласия с утверждением "-".

  1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
  2. Вас часто одолевают мрачные мысли.
  3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
  4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
  5. Вам определенно не везет в жизни.
  6. Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
  7. Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
  8. Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
  9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
  10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
  11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.
  12. Вы считаете себя обреченным человеком.
  13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
  14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
  15. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
  16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
  17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
  18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.
  19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
  20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.
  21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
  22. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.
  23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.
  24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
  25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
  26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
  27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.
  28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.
  29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.

Обработка результатов


По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Ответу «да» начисляется 1 балл. Количество утверждений по каждому фактору принимается за 100%. Количеств баллов переводится в проценты. Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.

Субшкальный диагностический
коэффициент

Номера суждений

 

Демонстративность

12, 14, 20, 22, 27

 

Аффективность

1, 10, 20, 23, 28, 29

 

Уникальность

1, 12, 14, 22, 27

 

Несостоятельность

2, 3, 6, 7, 17

 

Социальный пессимизм

5, 11, 13, 15, 17, 22, 25

 

Слом культурных барьеров

8, 9, 18

 

Максимализм

4, 16

 

Временная перспектива

2, 3, 12, 24, 26, 27

 

Антисуицидальный фактор

19, 21

 

Содержание субшкальных диагностических концептов

  1. Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как "шантаж", "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда "диалог с миром" может зайти слишком далеко.
  2. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.
  3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.
  4. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".
  5. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога "Вы все недостойны меня".
  6. Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об "экзистенции смерти". Одна из возможных внутренних причин культа смерти - доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования".
  7. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
  8. Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
  9. Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.

Инструкция.

Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем  согласны с ними, то обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны - зачеркните этот номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше трех. Помните, Вы характеризуете свое самочувствие в семье.

В опроснике нет "правильных" и "неправильных" утверждений. Отвечайте так, как чувствуете.

Текст опросника:

1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мною.

2. Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.

3. Я много не успеваю сделать.

4. Так получается, что именно я чаще всего оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в нашей семье.

5. Часто чувствую себя беспомощным(беспомощной).

6. Дома мне часто приходится нервничать.

7. Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим(неуклюжей) и неловким(неловкой).

8. Некоторые члены семьи считают меня бестолковым(бестолковой).

9. Когда я дома, все время из-за  чего-нибудь переживаю.

10. Часто на себе чувствую критические взгляды членов моей семьи.

11. Иду домой с тревогой и думаю, что еще случилось в мое отсутствие.

12. Дома у меня постоянно ощущение, что надо еще много сделать.

13. Нередко чувствую себя лишним(лишней) дома.

14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

16. Мне кажется, если бы я вдруг исчез(исчезла), то никто бы этого не заметил.

17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем другое.

18. Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться.

19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.

20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, вышло плохо.

21. Мне многое у нас не нравится, но я этого стараюсь не показывать.

 

 

1. Субшкала В - вина (семейная вина члена семьи) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Субшкала Т - тревожность (семейная тревожность члена семьи)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Субшкала Н - напряженность (семейная напряженность)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Опросник "Анализ семейной тревоги" (АСТ)

Цель: отражает общий фон переживаний индивида, связанный с его позицией в семье, с тем как он воспринимает себя в семье.

Под "семейной тревогой" понимаются состояния тревоги у одного и обоих членов семьи, нередко плохо осознаваемые и плохо локализуемые. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется в сомнениях, страхах, опасениях, касающихся, прежде всего семьи - здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье. Тревога это обычно не распространяется на внесемейные сферы - на производственную деятельность, на родственные, соседские отношения и т.п. В основе "семейной тревоги", как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе. Индивид вытесняет чувство, которое может проявится в семейных отношениях и которое не вписывается в его представления о себе.

Важными составляющими "семейной тревоги" является также чувство беспомощности и ощущения неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым и действующим лицом в семье, независимо от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действительности.

Обработка и интерпретация результатов

За каждое совпадение ответов с ключом начисляется один балл.

1. Субшкала В - вина (семейная вина члена семьи) - неадекватное ощущение индивидом ответственности за все отрицательное, что происходит в семье. К шкале относятся следующие утверждения : 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19. Наличие семейной вины диагностируется при пяти согласиях.

2. Субшкала Т - тревожность (семейная тревожность члена семьи) - ощущение, что ситуация в семье не зависит от собственных усилий обследуемого. К шкале относится следующие утверждения: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. Семейная тревожность диагностируется при пяти согласиях.

3. Субшкала Н - напряженность (семейная напряженность) - ощущение, что выполнение семейных обязанностей представляет собой непосильную задачу для индивида. К шкале относятся утверждения: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. Наличие семейной напряженности диагностируется при пяти согласиях.

После подсчета баллов по отдельным шкалам вычисляется сумма баллов по обопщенной шкале (вина + тревожность + наряженность). На основании чего делается вывод об уровне общей семейной тревожности

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.