Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация для педагогов. Раннее выявление семейного неблагополучия.

Дата: 25 ноября 2016 в 17:51, Обновлено 23 октября 2023 в 16:03

Консультация для педагогов.

Раннее выявление семейного неблагополучия.

 «Дети – это наше настоящее,

 будущим они могут стать,

 лишь если мы поможем им сегодня.

Завтра будет поздно».

 А. Лиханов

  Детский мир – особый мир. Кому-то не хватает родительского тепла и внимания, кто-то замыкается в себе, не надеясь на понимание окружающих. Самое главное – мы должны сердцем понять и принять, что дети не виноваты в возникающих конфликтах и проблемных ситуациях. В первую очередь виноваты взрослые, не осознавшие в полной мере ответственности за своё поведение и отношение к детям. Детство – короткий, но важный этап в жизни человека. Именно в этот период формируются качества, необходимые во взрослой жизни.

  Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутрисемейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом».

  Если говорить о ранней профилактике семейного неблагополучия, то она должна быть органически согласована с социальной реальностью, окружающей семью, а значит, с ситуацией в стране, состоянием ее экономики и теми социальными рисками общества, которые в нем присутствуют.

  Острый социальный кризис, охвативший нашу страну, отразился не только на  материальном благополучии, но и на нравственном здоровье семьи. Семья – эта главная и естественная система социальной и биологической защиты ребенка –оказалась в кризисной ситуации. Проблема социального сиротства  — одна из острейших проблем  общества.   К причинам социального сиротства можно отнести следующее: социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизма, особенно среди женщин, что приводит к увеличению числа детей, находящихся в опасных для них условиях.

Документы, которыми необходимо руководствоваться при работе

с обучающимися, находящимися в социально опасном положении:

1.     Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

Алгоритм выявления и организация работы с детьми,

находящимися в социально опасном положении

1.     2 раза в год посещаются все семьи обучающихся учреждений образования. В случае наличия критериев и показателей социально опасного положения в семьях рассматривается вопрос о признании несовершеннолетнего(их) находящимися в социально опасном положении.

2.     Учреждение дошкольного образования выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

— изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;

— анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования;

— анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;

— учёта посещения несовершеннолетними учреждения дошкольного образования;

— контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.

Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего

·         ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию ребенкауклонение родителей от выполнения своих обязанностей: своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др.

·         злоупотребление родительскими правами принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартными играми; вовлечение ребёнка в преступную деятельность, антиобщественное поведение;

·         несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)-приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;

·         жестокое обращение с несовершеннолетним в семьефизическое, сексуальное или психическое (эмоциональное) насилие, проявившееся в длительном, постоянном или периодическом психологическом воздействии.

·         несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действиярост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях).

·         нахождение несовершеннолетнего в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера).

Внешние поведенческие признаки

ребенка, находящегося в социально опасном положении

·         Боится идти домой.

·         Убегает из дома

·         В учреждение дошкольного образования за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.

·         Часто отсутствует беспричинно.

·         Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).

·         Замкнут (или депрессивен).

·         Агрессивен.

·         Избегает физического контакта.

·         Имеет следы побоев.

·         Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви)

·         Имеет неопрятный внешний вид.

·         Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение

·         Преобладает низкая самооценка.

·         Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.

·         Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).

·         Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.

·         Родители приходят за ребёнком в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).

Памятка педагогу 

·         Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

·         Помните, что психологическая атмосфера в детском коллективе, прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности.

·         Умейте слушать детей.

·         Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.

·         При общении с детьми педагог на должен забывать об эмпатии (сочувствие, сопереживание ребенку) и педагогической рефлексии (объективной оценки себя, самоконтроль).

·         При работе с обучающимися следует так организовывать деятельность, при которой ребёнку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успеха».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.