Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профориентация

Дата: 21 сентября 2020 в 17:29, Обновлено 5 августа в 11:53

Самые востребованные и невостребованные профессии в Беларуси

Каждый год выпускники школ сталкиваются с вопросом дальнейшей учебы. ВУЗов в стране достаточно, специальностей море, однако хочется не просто стать специалистом в какой-либо области, но быть также востребованным по своей специальности. Только так можно дать гарантии на успешное трудоустройство, высокий оклад и дальнейший карьерный рост. Мы сделали рейтинг из самых востребованных профессий в Беларуси на сегодняшний день, а также подборку невостребованных специальностей, обладатели которых находятся в поиске места работы чаще всего.

Итак, 5 самых востребованных профессий в Беларуси звучат следующим образом:

1.Специалисты из сферы IT. Сюда можно отнести программистов, web-дизайнеров, seo-специалистов. Люди данных профессий не только высоко оплачиваемы, но и востребованы, так как всемирная паутина сегодня все чаще является объектом коммерции, давая рабочие места людям из сферы IT- технологий.

2.Строители. Разноуровневые рабочие из области строительства стремятся получить свой достойный заработок за границей . Поэтому нехватка таких специалистов в Беларуси становится все ощутимей. Вместе с востребованностью растут и зарплаты.

3.Работники медицинской сферы. Все, начиная от медсестер и фельдшеров и заканчивая высококвалифицированными докторами, вряд ли смогут остаться без работы, ведь в стране сейчас сильная нехватка специалистов медицинской сферы.

4.Специалисты из сферы инженерии. Инженеры стали высоко ценится еще с 19 века, когда человечество стало постепенно переходить к веку индустриальному. Скорее всего, востребованность инженеров в Беларуси не будет падать еще долгие годы. 

5.Работники торговли. Продавцы, кассиры, контролеры торгового зала постоянно требуются в связи с постройкой новых крупных торговых центров, гипермаркетов, дискаунтеров.  Торговля в нашей стране, особенно в крупных городах, стремительно развивается, поэтому тенденция  востребованности данных профессий будет только расти.

Кроме того, стоит отметить, что специалисты транспортной сферы редко бывают без работы, стране нужны не только водители, но и логисты. Знания иностранных языков также применимы во многих сферах, особенно с развитием партнерских отношений с Германией, Китаем, Венесуэлой. Что касается сельской местности, то там не останутся без надежной работы агрономы, водители, трактористы, а также ветеринарные врачи, операторы машинного доения.

Ну а сейчас представим вашему вниманию пятерку наименее востребованных профессий, обладатели которых чаще остальных находятся в поиске работы:

1.Экономист. Переизбыток молодых людей с дипломом экономиста все растет, поэтому им все сложнее найти достойное место работы. Чтобы уменьшить поток выпускников, желающих получить данную специальность, с каждым годом увеличивается проходной балл на соответствующие факультеты в ВУЗах.

2.Бухгалтер. То же самое можно сказать и про бухгалтеров, слишком много специалистов, слишком много людей в поиске работы. И это если учесть тот факт, что каждой организации нужен бухгалтер.

3.Юрист. Юристы, адвокаты, нотариусы, благодаря тому, что их слишком много, часто не могут определиться с местом работы.

4.Секретарь-референт. Желающих получить уютное место в приемной у босса пруд пруди, многие и занимают быстро свободные ниши. А вот квалифицированные специалисты в области документоведения часто не могут подобрать хорошее место работы.

5.Специалист по кадрам. Здесь ситуация аналогичная с секретарями.

Что ж, хочется подвести итог словами знаменитого поэта «Кто ищет – тот всегда найдет!»

Поступающим в высшие учебные заведения:

Поступающим в средние специальные учебные заведения:

                                                 Что влияет на выбор профессии

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями. 

             

ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

(в помощь выбирающему профессию)

 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание — одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и кармана.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти».

Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным профессиям, но и к самым простым, рядовым. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач — подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности не на своем месте, о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Так, по скорости реакции, осознания информации и принятия решений разброс показателей в большой группе людей достигает 3–4 раз; выявлены также значительные — порядка 1120 — вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

Профессии, однако, «себе на уме» — у каждой, а их десятки тысяч, своитребования к человеку, свой норов, свой расчет. Мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, получаем большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Отступает халтура, меньше становится нытиков и жуликов.

Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.


Памятка выбирающему профессию

Выборпрофессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйся информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей,

внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется),

реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

• Изучи глубже самого себя:

разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

• Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главныеи второстепенные качества.

• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!


ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

• что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

• что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

• что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

• что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.


ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

  • выбор профессии за компанию;

• перенос отношения к человеку на саму профессию;

• отождествление учебного предмета с профессией;

• ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

• неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

  • незнание или недооценка своих физических особенностей;

• незнание или недооценка своих психологических особенностей;

• неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

  • увлечение только внешней стороной профессии;

• предубеждение в отношении престижности профессии;

• незнание требований профессии к человеку;

• устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии. 


Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы

• От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

• Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

• Какие учебные предметы у вас любимые?

• Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

• О какой работе вы мечтаете?

• Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

• Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

• Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

• Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

• Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

• Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

• С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

• И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте. 


ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения  целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта. 


ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

• определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек»,«человек-знаковая система», «человек-художественныйобраз»; составить формулу интересующей профессии;

• выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

• сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

• ознакомиться с интересующимипрофессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

• соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

• узнатьсодержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

• ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

• проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.


Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт  в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.


ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

• Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

• Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

• Какова продолжительность обучения?

• Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

• Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

• Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

• Адрес учебного заведения и его полное название?

Изменения в правилах приема в ВУЗы

Как стать офицером-пограничником

Положение о порядке организации и проведения централизованного тестирования

Регистрация для участия в ЦТ

Порядок заполнения бланка ответов

Вопросы-ответы о порядке проведения ЦТ

Литература для подготовке к ЦТ

Советы Как справиться со стрессом на экзаменах и тестировании

Советы Как улучшить память

Советы родителям Как помочь детям подготовиться к ЦТ

Советы учащимся Как готовится к ЦТ

Как правильно вести себя на ЦТ

Рекомендации перед тестированием по математике и физике

Рекомендации перед тестированием по русскому языку

Об организации диагностических срезов-тестов для подготовки учащихся 11 классов к ЦТ

Каталог учреждений высшего образования

Список адресов официальных сайтов учреждений среднего специального и профессионально-технического образования

Постановление № 71 Министерства образования Республики Беларусь О вступительных испытаниях для получения среднего специального образования на основе общего среднего образования

Постановление № 72 О вступительных испытаниях при поступлении на I ступень высшего образования

ПРАВИЛА приема лиц для получения высшего образования I ступени

Полезные ссылки:

Республиканский институт контроля знаний

Региональный центр тестирования и профессиональной ориентации учащейся молодежи

Институт пограничной службы РБ

Уважаемые руководители!

УО «Гомельский государственный профессиональный аграрно-технический лицей» приглашает к взаимодействию в работе по профессиональной ориентации учащихся Вашей школы.

В лицее работает высококвалифицированный творческий коллектив преподавателей и мастеров производственного обучения, что позволит учащимся не только успешно освоить избранную профессию, но и послужит хорошей базой для дальнейшего продолжения обучения в высших учебных заведениях.

Лицей располагает современной учебно-материальной базой, компьютерными классами, лабораториями, мастерскими, учебными теплицами, оранжереей, подсобным хозяйством, столовой, спортивным залом.

Является ведущим учреждением образования в системе профессионально-технического образования, республиканской инновационной площадкой по внедрению информационных технологий в образовательный процесс, взаимодействует с передовыми предприятиями агропромышленного комплекса, предприятиями торговли, ассоциацией международных перевозчиков «БАМАП».

Предлагаем вашему учреждению образования принять участие в проекте «Профессиональные субботы», в рамках которого учащиеся познакомятся с нашим лицеем. У наших гостей будет возможность побывать в мастерских и лабораториях, увидеть на мастер-классах азы будущей профессии, поучаствовать в практической части. График проведения профессиональных суббот прилагается.

А также просим содействия в распространении среди ваших учащихся рекламного профориентационного материала, размещении информации на стендах вашей школы (материал прилагается). Предлагаем провести информационные часы с использованием видеороликов в целях ознакомления с нашим лицеем и специальностями, которые можно у нас получить (видео в прикрепленном файле).

Более подробную информацию можно получить на сайте нашего лицей ggpatl.gomel.by

Всегда рады сотрудничать и видеть Вас в стенах нашего учебного заведения. Сформируем профессиональное становление учащихся вместе с Вами!

                                                          

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by

Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования:
www.kudapostupat.by
Республиканский институт профессионального образования: www.ripo.unibel.by

www.mintrud.gov.byМинистерство труда и социальной защиты Республики Беларусь:
 

О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 16 марта 2017 г. № 21 "Об установлении перечня педагогических специальностей, при поступлении на которые зачисляются в учреждения высшего образования без вступительных испытаний лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 20 марта 2017 г. № 25 "Об установлении перечня наиболее востребованных экономикой специальностей, при поступлении на которые зачисляются без вступительных испытаний отдельные категории абитуриентов"

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.