Президент: Систему белорусского образования необходимо совершенствовать, а не ломать
Об этом Президент заявил на пленарном заседании Республиканского педагогического совета. Тысяча преподавателей со всей страны собрались в Минске. Александр Лукашенко обратил внимание, что сегодня устойчивость развития стран определяется не только и не столько ресурсами. Главными становятся прорывные технологии, новые отрасли, создающие экономику знаний. И в таких условиях доминирующую роль играет образование. Беларусь также должна соответствовать тенденциям. В первую очередь, это касается именно педагогов, которые на первом, наиболее ответственном этапе, формируют кадровый потенциал страны.
Задача педагога - дать молодым людям ориентиры, которые воспитают настоящего гражданина и патриота. Важная роль в этом процессе отводится внеклассной работе и шестому школьному дню. По мнению Президента, в этом направлении сделать предстоит еще многое. Республиканский педсовет с участием Главы государства продолжался три с половиной часа. Педагоги смогли задать и свои вопросы Президенту. Специалистов интересовали темы профильной ориентации вузов, их привлекательность для иностранных студентов, а также информационная безопасность.
<iframe align="left" height="310" src="https://www.tvr.by/news/news.php?id=927514" width="420"></iframe>
«Вы знаете мои подходы по преобразованию, совершенствованию, где-то реформированию системы нашего образования. Сущность этих подходов состоит в том, что я категорически против какой-то ломки, даже реформирования в полном смысле этого слова, - сказал Александр Лукашенко. - Я всегда выступал и выступаю за совершенствование того или иного процесса. Надо идти от жизни, решать те вопросы, которые ставит жизнь. Образование - настолько сложный процесс (и мы с вами знаем это не понаслышке), что взять и через колено что-то сломать, особенно в целом систему образования, и выстроить новую не получится».
Президент обратил внимание, что в свое время некоторые страны решили полностью перестроить сферу образования. Но, сломав старое, новое они так и не создали в силу многих причин. «Сегодня признают, что, сломав старое, не унаследовали то доброе, что было. Мы этим путем не пошли», - отметил он.
«Более того, вы, наверное, помните, что до нас, до середины 1990-х, власти Беларуси попробовали идти этим путем. Они за два-три года пытались научить всех нас разговаривать на том языке, на котором они хотят (я абсолютно здесь не выступаю против родного белорусского языка, ни в коем случае). Вы сами знаете, что было в те годы: начали ломать все подряд. И точные науки, и естествознание, гуманитарные направления нашего образования. Нам пришлось останавливать этот процесс. Тогда мы со многими из присутствующих в этом зале почувствовали, что можем разрушить все до основания. А для того, чтобы создать после этого что-то новое, нужны колоссальные деньги, - заметил Глава государства. - Тогда денег вообще не было. Я не понимаю, на что надеялись те, кто был у власти в Беларуси, идя на такую коренную ломку образования. Поэтому, с какой стороны ни посмотри, мы начали двигаться в неправильном направлении. И тогда, остановив этот процесс и в политике, и в образовании, устраивая новую жизнь в новом государстве, был выдвинут тезис о совершенствовании, о том, чтобы не потерять то лучшее, что мы накопили».
Александр Лукашенко обратил внимание, что, когда принималось решение, на каком языке должно вестись обучение в школах, руководство страны следовало пожеланиям народа. «Мы силой не давили: давай «беларускую мову» и тому подобное. Мы шли и идем от жизни. Если бы мы пошли тем путем, как «отцы-реформаторы» после распада Советского Союза, мы бы сегодня не имели ни одного, ни другого языка», - уверен Президент.
«Русский язык - это наш родной язык. Если кто-то его считает российским, у нас с вами разные подходы. Может быть, если можно так говорить, чуть менее родной, чем белорусский. А вообще, я их ставлю на один уровень и считаю, что от этого наследства отказываться нам ни в коем случае нельзя, ибо мы потеряем многое. Давайте будем богатыми людьми. Пусть у нас будет два родных языка - русский и белорусский», - сказал Александр Лукашенко.
Глава государства пояснил, почему именно сейчас было решено провести Республиканский педагогический совет на таком высоком уровне. «Один этап мы прошли - я его называл. Потом, совершенствуя наше образование, мы прошли второй этап. Увидев все недостатки, пропустив их через себя, сейчас мы увидели проблемы, которые еще не решили. То есть мы накануне некоего третьего этапа. Может быть, основного в плане совершенствования нашего образования. Мы с вами должны посоветоваться, как будем решать вопросы, которые встали перед образованием. Нам предстоит сделать новый шаг в дошлифовке, совершенствовании нашего образования: дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего», - отметил он.
Президент обратил внимание, что в настоящее время устойчивость развития государств определяется не только и не столько ресурсами - месторождениями нефти, газа или золотым запасом. Главными становятся прорывные технологии, новые отрасли, создающие экономику знаний. Фактически речь идет о трансформации традиционных экономических моделей. «Но этим изменения не ограничиваются - меняется сознание людей, их отношение к государственным институтам. Человеку все труднее найти свое место в обществе, понять, что такое истинные ценности, и не затеряться в информационном потоке. Эти процессы объективно приводят к доминированию роли образования в мире. Именно экономика знаний, а также профессионалы, искренне любящие свою родину, обеспечивают конкурентоспособность страны», - подчеркнул Александр Лукашенко.
По его словам, сфера образования и, соответственно, роль педагога кардинально изменились. «В современной информационной среде растет так называемое поколение Сети. Для молодых людей интернет - это среда обитания. Они не видят себя без электронных устройств. Абсолютно согласен: эти устройства нужны, интересны, полезны. Но еще важнее научить людей думать, - убежден Президент. - У каждого из нас были наставники, которые не только привили любовь к своему предмету, но и во многом определили жизненный путь. В Беларуси педагоги неизменно по праву пользуются особым уважением и вниманием».
При этом подчеркнуто, что профессия учителя - не для случайных людей. Именно от личности школьного педагога, его профессионализма зависит формирование будущих поколений. «Он не только дает знания, но и выполняет нелегкую миссию воспитателя, а это не просто работа, это подвижничество. Личность педагога, его позиция и мироощущение - вот что в настоящее время особо значимо, - считает Глава государства. - Сегодня зачастую школьников и студентов учат пользоваться лишь готовым набором знаний. Учащиеся перестают анализировать, размышлять. Без интернета многие уже не способны логически сформулировать мысль, выразить свое мнение. Как следствие, с одной стороны, мы видим нехватку профессионалов, с другой - недовольство работодателя сотрудниками. Такой подход в образовании неприемлем».
Александр Лукашенко отметил необходимость проделать большую работу по развитию в Беларуси человеческого потенциала. В связи с чем было важно объективно, без эмоций дать оценку итогам развития всех звеньев национального образования, наметить перспективы его совершенствования. «Конечно, уже много сделано в этом направлении, - констатировал Президент. - Главное - мы сохранили положительные достижения, доставшиеся нам в наследство от предыдущих поколений. Среди них государственная поддержка, социальная справедливость, равный доступ к образованию, его достойный уровень. Именно такими принципами мы должны руководствоваться, планируя любые дальнейшие преобразования в этой сфере».
Как было отмечено, все возможности для эффективной реализации задуманного есть. В стране создана необходимая инфраструктура учреждений образования и воспитания, работает достаточное количество квалифицированных кадров. «На воспитание, обучение и социальную поддержку молодежи государство ежегодно выделяет значительную часть республиканского бюджета. Поэтому мы вправе ожидать от педагогической общественности соответствующих результатов на всех уровнях системы образования», - заявил Глава государства.
Лукашенко: «Давайте будем богатыми людьми. Пусть у нас будет два родных языка»
«Русский язык это наш родной язык. Ну, может быть, чуть менее родной, чем белорусский. А вообще я их ставлю на равные уровни и считаю, что от этого наследства нам ни в коем случае отказываться нельзя».
Читать полностью: https://news.tut.by/society/557245.html
Лукашенко: учителя и воспитатели в будущем году не должны жаловаться на низкую зарплату
«Я не говорю о размере, я не знаю, какой будет размер, но надо чтобы вам, зная, какой объем работы вы выполняете, стыдно было ставить вопрос о повышении зарплаты, поэтому я так и сформулировал (…). Каким путем мы пойдем (разные будут подходы, и министр это знает), но мы обязательно должны сделать тот шаг, о котором я говорил в плане заработной платы, особенно тем, кто работает в детских яслях и школах».
Лукашенко о новых учебниках: «Эффект потрясающий»
«По моему требованию мы привлекли к написанию учебников учителей-новаторов. Они ведь создавали эти учебники на основании преподавания этих предметов. И за короткий промежуток времени усовершенствовали учебники. Эффект потрясающий».
Новые учебники по всем предметам появятся в Беларуси в течение двух лет
Лукашенко подчеркнул, что основа школьного обучения — хороший учебник. «Это не значит, что те учебники, которые появятся 1 сентября 2019 года будут идеальными. Но учебник, это постоянное творчество — постоянно будем дополнять и менять», — заявил он.
Лукашенко о лишней нагрузке на учителей: «Дело в унижении, когда приходится делать ненужные вещи»
Он предупредил министра образования и губернаторов, чтобы в школу поступали «документы касающиеся только образования и воспитания». «Дело не в излишней нагрузке, а дело в унижении учителя, которому приходится делать ненужные вещи», — подчеркнул президент.
Читать полностью: https://news.tut.by/society/557245.html
<iframe allowfullscreen="" frameborder="0" height="405" src="https://www.youtube.com/embed/VPmHmrFxp2I" width="720"></iframe>
Лукашенко о возвращении пятибалльной системы: «Вопрос преувеличен. Поживем — увидим»
«Я вижу 9 баллов, это не 10, а в уме начинаю переводить на пятибалльную систему, потому что я так учился. Для себя считаю, что 9 это 5, а 10 — 5+. Но наблюдаю за ребенком и понимаю, что у него нет системы перевода оценок, он прекрасно понимает, что такое 8 баллов».
Читать полностью: https://news.tut.by/society/557245.html
«Чтобы удобно для детей из пятой колонны и наших обычных». Президент о школьной форме
«Надо предложить несколько вариантов этой формы школьной. И чтобы было удобно и для детей из пятой колонны (мы же их не выбросим, это же наши дети), и для наших обычных детей белорусов, настоящих, которые любят нашу родину».
Читать полностью: https://news.tut.by/society/557245.html
«У нас же матери — это рабыни». Президент рассказал о роли отца в воспитании детей
«Она приходит с работы, нужно накормить детей. И она у плиты стоит 2−3 часа. В то время, когда мы (отцы. — прим. TUT.BY), завернув ноги, валяемся на диване. Так нужно взять на себя процесс воспитания, а не сбрасывать все на мать, на женщину».
Читать полностью: https://news.tut.by/society/557245.html
О загруженности учителей
Александр Лукашенко отметил, что раньше было много нареканий на высокую загруженность учителей несвойственными функциями. «В прошлом году Министерство заверило: принят исчерпывающий перечень школьной документации, вопрос излишней нагрузки снят. Однако мне докладывают, что наши преподаватели по-прежнему жалуются на эту проблему. Хочу подчеркнуть, что главная задача учителя - учить и воспитывать детей, а не заниматься бумаготворчеством», - подчеркнул Президент.
Он предупредил Министра образования, губернаторов, председателей рай- и горисполкомов, что в школы должны поступать документы, касающиеся только образования и воспитания. «Давайте окончательно поставим точку в этом вопросе. Дело даже не в излишней нагрузке для учителя. Дело в унижении самого учителя, которому приходится делать ненужные вещи», - сказал белорусский лидер.
Александр Лукашенко напомнил, что в прежние времена классные руководители регулярно посещали учеников дома, интересовались, как они живут и чем занимаются. «Думаю, это нам потерять нельзя. Учитель должен жить той жизнью, которой живет его ученик. Везде это сегодня есть? Вопрос риторический. Подумайте над этим. Это о единстве процесса образования и воспитания, - сказал Президент. - Вы никак не сможете воспитывать своего подопечного, если не знаете, какой жизнью живет этот маленький человек, которому в будущем мы передадим в руки то, что мы с вами создали, - суверенную и независимую страну».
Глава государства также рассказал, что во время ознакомления с ходом уборочной кампании в регионах ему доложили о случаях направления учителей на поля, чтобы они контролировали, как ведется уборка хлебов. Александр Лукашенко согласился, что это не функция учителя. Вместе с тем он заметил, что настоящий учитель никогда бы не пожаловался, если его просят что-то проконтролировать, в том числе и уборку. «Это интересно, это обогащает учителя. Тем более вы же работаете в деревне, а там ученики работают и на комбайнах со своими родителями. Поэтому я думаю, что уборка, на которой попросили побывать учителей, в удовольствие должна быть. А если честно, конечно, это не функция учителя», - сказал он.
О зарплате педагогов
«Мы не педалировали этот вопрос, но Министра образования и Вице-премьера на последнем докладе я четко предупредил: проблема жалоб учителя на низкую заработную плату в будущем году должна быть снята», - сказал Александр Лукашенко.
Президент обратил внимание, что учитель и врач - идеологическая, моральная основа белорусского общества. «Основу молодежных организаций, профсоюзов, общественных организаций, которые сегодня существуют, составляют учителя, врачи. Особенно местную интеллигенцию, которая работает с народом. Когда нам надо что-то донести до народа, мы это делаем через вас. Вы главная опора в государстве», - обратился он к педагогам.
Александр Лукашенко отметил, что есть в стране и такие учебные заведения, где педагоги получают достойную зарплату. Но во многих организациях все совершенно наоборот. «Этот вопрос должен быть снят. Я ведь не говорю о размерах, потому что не знаю, какой будет размер. Но должна быть такая зарплата, чтобы вам, зная объем работы, который вы выполняете, стыдно было бы ставить вопрос о повышении зарплаты, - подчеркнул Глава государства. - Конечно, каждому хочется, в том числе и любому учителю, чтобы было больше. Но это будет связано с развитием экономики».
Президент добавил, что в обществе часто сравнивают зарплату учителей в Беларуси и в других странах. «У нас в основном образование бесплатное. И мы огромные деньги вкладываем в это. Конечно, где-то обедняем преподавателя и учителя. У них все наоборот: колоссальные деньги за счет того, что все платное, они тратят на помощь учителям и преподавателям. Каким путем мы пойдем? Разные будут подходы, и Министр об этом знает, но мы обязательно должны сделать тот шаг, о котором я говорил в плане заработной платы», - заявил Александр Лукашенко.
По его словам, особенно этот вопрос касается работников учреждений дошкольного образования, ведь каждый понимает, что такое быть воспитателем в детском саду. «Катастрофически несправедливо мы относимся к тем, кто работает, прежде всего, в яслях и детских садах. Любыми способами и любыми путями нам надо почти удваивать в будущем году их доходы», - поставил задачу Президент.
О дисциплине в школе и дресс-коде
Глава государства считает важным поддерживать в школах дисциплину и определенный деловой дресс-код. «Дисциплины в школе не хватает. Надо, Игорь Анатольевич Шуневич, подумать и в своей части поработать с некоторыми учениками. Где-то нам надо и милицию подключить, чтобы директору школы, учителю, классному руководителю помочь, - отметил Президент. - Потому что у нас в школе вольницы выше крыши».
Что касается дресс-кода, Александр Лукашенко подчеркнул, что не надо всех загонять в рамки, как когда-то было. Наоборот, надо дать людям выбор. Но дресс-код должен быть. «Он должен обязывать: какая прическа, какая одежда. Она должна быть недорогая», - считает белорусский лидер.
«Я тоже отец. Я вижу: брюки, обычные ботинки, носки наши, рубашечка и жилетка. Все в Беларуси сшито», - добавил Президент, говоря о выборе школьной одежды для младшего сына.
Об ограничении деструктивной информации в интернете
Вопрос защиты детей от негативной и опасной информации в интернете подняла одна из участниц педагогического совета. Александр Лукашенко заявил, что выступает за жесткое ограничение деструктивной информации. Уже готовятся соответствующие законопроекты.
«Нам надо обратить на это внимание. И правоохранительные органы, и не только. Мы сейчас готовим ряд законопроектов, направленных именно на это. Не в том, чтобы где-то закрыть интернет, какие-то даже сайты и ресурсы "пятой колонны". Нет, пусть пишут. Люди разберутся, - подчеркнул Президент. - Но вот этот деструктив - суициды и прочее... Россияне уже приняли ряд решений. Спохватились, но очень поздно. Вот нам бы этот момент не упустить. Надо очень жестко в этом плане поступить».
«Раньше американцы впереди планеты всей бежали, упрекали всех и вся в том, что контролируем интернет. А сегодня Дональд Трамп сам пришел к этому и понимает, что нельзя дальше эту вольницу распускать. Нам надо принимать решения ибо опоздаем», - отметил белорусский лидер.
О совершенствовании заочной формы обучения
«Надо, чтобы заочное образование получали те, кому это надо и кто нам нужен - государству и экономике. Сегодня обсуждается, платное или не платное заочное образование, сколько, где, как и прочее. Жизнь покажет. Мы не будем здесь ломать через колено, - обратил внимание Александр Лукашенко. - Мы очень аккуратно подойдем к этому вопросу. Это слышат члены Правительства и министр».
Президент заверил: тех людей, которые действительно нуждаются в получении заочного образования, государство будет поддерживать. «Так есть и сейчас: где-то сам платит, где-то - бюджет, где-то - предприятие. Мы сохраним все лучшее, но мы в начале пути. Поэтому не надо думать, что мы завтра ломанем все: было заочное образование - и сейчас его не станет», - добавил Глава государства.
О системе повышения квалификации педагогических кадров
Президент подчеркнул, что надо менять подходы к подготовке будущих преподавателей непосредственно в вузах. Основой должна стать практическая педагогика и психология.
Также Глава государства обратил внимание на необходимость придания нового импульса системе повышения квалификации педагогических кадров. «Она должна быть более гибкой, способной оперативно реагировать на запросы с учетом новейших достижений науки и практики», - добавил он.
«Мы уже договаривались, что переподготовка - это не месяц, два, когда учитель топчется где-то в институте повышения квалификации. Чем мы с вами тогда там занимались, мы знаем: сколько уходило на повышение квалификации, а сколько на шопинги и болтание по областным центрам и столице. Мы договорились, что неделю, максимум десять дней учитель должен повышать свою квалификацию», - заявил Александр Лукашенко.
При этом он подчеркнул, что переподготовку должны осуществлять учителя-новаторы, победители конкурсов, учителя-методисты, которые должны делиться лучшим, что наработано на данном этапе. «Не тратьте деньги на то, что не нужно, избавьтесь от этого, и вы получите средства, чтобы поддержать учительство», - поручил Президент.
О патриотическом воспитании
Александр Лукашенко подчеркнул, что с детского сада и первого класса школы детям нужно прививать гордость за Беларусь. «В этом должны участвовать все - и власть, и школа, и семья. Крайне важно воспитать личность нравственную, научить молодежь отличать правду ото лжи. Наша задача - дать поколению такие ориентиры, которые помогут каждому стать настоящим патриотом и гражданином. Беларусь сегодня - мир и спокойствие. Нужно детей научить ценить это», - сказал он.
Президент подчеркнул: «Надо, чтобы наши люди, молодежь ценили мир, безопасность и спокойную жизнь, живя в Беларуси».
По словам Александра Лукашенко, каждый урок либо дополнительное занятие должны иметь конкретное воспитательное и идеологическое наполнение. И не только в школе, но и в театре, музее, на спортивных площадках и стадионах. «Это не моя выдумка. Возьмите американцев. Для них Америка, гимн - это все!» – привел пример Президент.